РОЛЬ ИНТУИТИВНОГО UX-ДИЗАЙНА В СНИЖЕНИИ КОГНИТИВНОЙ ПЕРЕГРУЗКИ НА ПЛАТФОРМАХ ЦИФРОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Ключевые слова:
UX-дизайн, интуитивно понятный интерфейс, когнитивная нагрузка, цифровые образовательные платформы, пользовательский опыт, простота навигации, визуальная раскладка, минимализм, интерактивные сигналы, эффективность обученияАннотация
В этой статье анализируется роль интуитивного UX-дизайна в снижении когнитивной перегрузки на цифровых образовательных платформах. Исследование основано на когнитивной психологии, теории пользовательского опыта (UX) и процессах обработки информации в интерактивных цифровых средах. Интуитивные элементы дизайна — упрощённая навигация, визуальная компоновка, минимализм, гибкость интерфейса и интерактивные сигналы — научно доказано снижают умственные усилия учащихся. Эмпирические наблюдения и анализ пользовательского опыта подтверждают, что интуитивный дизайн способствует повышению мастерства, снижению отвлекающих факторов и ускорению обучения. Результаты исследования позволят разработать практические рекомендации по оптимизации цифровых образовательных платформ
Библиографические ссылки
Vlasenko, K. V., Lovianova, I. V., Volkov, S. V., Sitak, I. V., Chumak, O. O., Krasnoshchok, A. V., … & Bohdanova, N. G. (2022). UI/UX design of educational on-line courses. CTE Workshop Proceedings.
Kala, N., & Ayas, A. (2023). Effect of instructional design based on cognitive load theory on students’ performances and the indicators of element interactivity. Journal of Turkish Science Education, 20(3), 468–489. https://doi.org/10.36681/tused.2023.027
Mayer, R. E., & Fiorella, L. (2022). Implications of Cognitive Load Theory for Multimedia Learning. In The Cambridge Handbook of Multimedia Learning (pp. …). Cambridge University Press.
de Souza, M. G., Serrano, A., & Treagust, D. (2025). External mediation educational resources for teaching General Relativity: A systematic review. Journal of Turkish Science Education. (as referenced in Kala & Ayas, 2023)
Instructional Science. (2020). Understanding instructional design effects by differentiated measurement of intrinsic, extraneous, and germane cognitive load. Instructional Science, 48, 45–77. https://doi.org/10.1007/s11251-020-09502-9
Zeyghan, M. S. (2024). The Effect of Using Multimedia-Based Instructions. Faculty of Arts Journal. (PDF available online)
Oh, et al. (2024). From Research to Practice: Are Multimedia Principles Present in Instructional Videos Used by Teachers in Science and History? Technology, Knowledge and Learning.
“User interface design in mobile learning applications: Developing and evaluating a questionnaire for measuring learners' extraneous cognitive load.” (2024). Heliyon, 10(18), e37494. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2024.e37494
Shruti Mishra, A. Guleria & V. Parikh. (2025). Reducing Cognitive Load in UI Design. IJRASET Journal for Research in Applied Science and Engineering Technology. https://doi.org/10.22214/ijraset.2025.67917
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Copyright (c) 2025 Шахноза Эргашева

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
